Возможные неисправности магнитных пускателей и способы их устранения PDF Печать E-mail
Статьи - Электромонтажные работы

puskatel1В условиях напряженной работы предприятий ремонт электрооборудования должен выполняться в предельно сжатые сроки, что возможно при высоком уровне организации ремонтных работ. Поскольку пока не полностью удовлетворяются потребности предприятий в трансформаторах, электрических машинах и коммутационные аппаратах, своевременный и качественный ремонт этого электрооборудования стал одним из основных факторов, обеспечивающих нормальную работу предприятий.

В электрических аппаратах чаще всего повреждаются подвижные, неподвижные и дугогасительные контакты. Ремонт в основном заключается в определении неисправности, устранении ее, замене поврежденных и изношенных деталей с последующей регулировкой и испытанием.

При эксплуатации контакты очищают от нагара металла, копоти, окислов. Очищают напильником с тонкой (мелкой) насечкой. Устраняют сильный и слабый нажим контактов. Для этого между контактами помещают бумагу (фольгу), оттягивая подвижные контакты через динамометр, вытягивают фольгу. Нормальное усилие 0,5-0,7кГ.

Магнитная система пускателей может создавать шум, гудение, причины этого: неплотно прилегает якорь к сердечнику, повреждение короткозамкнутого витка, очень большое натяжение контактов, якорь перекошен по отношению к сердечнику, в местах прикосновения якоря и сердечника имеется ржавчина, у магнитных пускателей и контакторов нельзя допускать разновременности замыкания силовых контактов.

Короткозамкнутые витки у контакторов и магнитных пускателей выполняются из меди, латуни и алюминия. Они укладываются в штампованные пазы на концах сердечника. Обращается внимание на дугогасительные камеры. Отсутствие их может вызвать перекрытие дугой отдельных фаз. Катушки ремонтируют при повреждении каркаса, обрывах, витковых замыканиях и полном сгорании. Обрыв в катушке определяется, если не развивается тяговое усилие и не потребляется ток. Витковое замыкание обнаруживается по ненормальному нагреву и уменьшению тяги.

Ремонт контактов.

Загрязнения, износ, обгорание, копоть или окисления, наплывы и брызги металла на поверхности подвижных (включая и ножи рубильников) или неподвижных (губки ножей) контактов, а также на пластинах и контактных мостиках устраняются хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, или надфилем.

При изломе или ослаблении контактных пружин, повреждениях антикоррозийного покрытия, пружины заменяют.

Ремонт катушек электромагнитов.

Катушки бывают каркасными и бескаркасными. Наиболее часто встречающееся повреждение - трещины длиной до 15мм в каркасе. Их устраняют следующим образом. Поверхность каркаса вокруг трещины очищают от пыли и масла хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине.

При повреждении наружного слоя изоляции катушки или обрыве обмоточного провода в верхних слоях обмотки снимают наружную изоляцию обмотки и поврежденные витки до места повреждения или обрыва, припаивают, изолируют место пайки нового обмоточного провода и доматывают требуемое количество витков, повторив операции, которые выполняются при намотке новых катушек.

При значительных повреждениях каркаса, междувитковых замыканиях, обгорании изоляции обмотки на большую глубину катушка должна быть заменена новой.

Ремонт каркасных катушек.

Подбирают необходимый для катушки каркас и провод, параметры которого должны соответствовать паспортным данным. Перед установкой на намоточный станок каркас следует обернуть двойным слоем электроизоляционной бумаги толщиной 0,02-0,03мм и конец ее приклеить к каркасу. При намотке необходимо следить за тем, чтобы натяжение провода не было чрезмерным, это может вызвать обрыв провода. Провод при намотке должен ложиться ровным плотным слоем. Между 1-м и 2-м слоями обмотки укладывают межслоевую изоляцию из изоляционной бумаги. Если катушка нагревостойкая, то для межслоевой изоляции используют тонкую стеклоткань.

Ремонт магнитопровода.

Загрязнения удаляют хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине; следы коррозии тщательно зачищают стальной щеткой и шлифовальной шкуркой; наклеп на поверхностях соприкосновения сердечника и ярма удаляют шлифовкой поверхности напильником на шлифовальном станке.

Разновременность замыкания и состояние главных контактов

Разновременность замыкания главных контактов можно устранить затяжкой хомутика, держащего главные контакты на валу. При наличии на контактах следов окисления, наплывов или застывших капель металла, контакты надо зачистить.

Сильное гудение магнитной системы электромагнитного пускателя

Сильное гудение магнитной системы может привести к выходу из строя катушек пускателя. При нормальной работе пускатель издает лишь слабый шум.Сильное гудение магнитного пускателя свидетельствует о его неисправности.

Для устранения гудения пускатель надо отключить и проверить:

а) затяжку винтов, крепящих якорь и сердечник,

б) не поврежден ли короткозамкнутый виток, уложенный в прорезы сердечника.Так как через катушку протекает переменный ток, то и магнитный поток изменяет свое направление и в какие то моменты времени становится равным нулю. В этом случае противодействующая пружина будет отрывать якорь от сердечника и возникнет дребезг якоря. Короткозамкнутый виток устраняет это явление.

в) гладкость поверхности соприкосновения обеих половин электромагнитной системы пускателя и точность пригонки их, так как в электромагнитных пускателях ток в обмотке сильно зависит от положения якоря. При наличии зазора между якорем и сердечником ток, проходящий через катушку больше номинального.

Для проверки точности соприкосновения между якорем и сердечником электромагнитного пускателя между ними можно подложить листок копировальной бумаги и листок тонкой белой бумаги и замкнуть пускатель от руки. Поверхность соприкосновения должна быть не менее 70% сечения магнитопровода. При меньшей поверхности соприкосновения этот дефект можно устранить правильной установкой сердечника электромагнитной системы пускателя. Если же образовался общий зазор, то необходимо шабровать поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы.

puskatel6Отсутствие реверса в реверсивных магнитных пускателях

1. Отсутствие реверса в реверсивных пускателях можно устранить подгонкой тяг механической блокировки.

2. Прилипание якоря к сердечнику происходит в результате отсутствия немагнитной прокладки или недостаточной ее толщины. Пускатель может не отключиться даже при полном снятии напряжения с катушки.Необходимо проверить наличие и толщину немагнитной прокладки или воздушный зазор.

3. Необходимо проверить состояние блокировочных контактов пускателя. Контакты во включенном положении должны плотно прилегать друг к другу и включаться одновременно с главными контактами пускателя. Зазоры блок-контактов (кратчайшее расстояние между разомкнутым подвижным и неподвижным контактом) не должны превышать допустимых значений. Необходимо произвести регулировку блок-контактов пускателя. Если провал блок-контакта становится меньше 2 мм, то блок-контакты надо заменить.

Своевременные испытания и регулировка электромагнитных пускателей позволяют заблаговременно избежать неполадок и повреждений.

Неисправности электрических аппаратов

Вид отказа Причина Устранение
Общие неисправности пускателей, автоматов, реле, кнопок управления
Нет напряжения на выходе аппарата 1. Подвижные контакты не касаются неподвижных из-за мусора, грязи или неисправности - рис. 1 а) Разобрать аппарат, проверить состояние контактов и устранить неисправность
2. Сильное окисление контактов Почистить напильником, надфилем, стеклянной наждачной бумагой, растворителем в зависимости от величины и состояния контактов
Аппарат не срабатывает Заклинен механизм из-за поломки или мусора Проверить и устранить причину
Общие неисправности пускателей, автоматов
Обгорание одного или более зажимов присоединения проводов у пускателей и автоматов - вместе с корпусом Слабо закреплен неподвижный контакт и нельзя достичь плотного прилегания к нему подвижного Заменить автомат, съемную часть пускателя, у новых аппаратов проверять крепление контактов
Перегрев и окисление зажимов присоединения проводов 1. Слабое затягивание зажимов Разобрать крепление зажимов, зачистить и собрать вновь, применив пружинные шайбы, контргайки
2. Малое сечение проводов Заменить провода
Общие неисправности пускателей и автоматов
Аппарат отключается при нагрузке 1. Установка защиты не соответствует току Отрегулировать защиту
2. Перегрузка пусковым током двигателя при затяжном пуске Проверить двигатель и приводимый механизм для выявления источника торможения при пуске
На выходе аппарата нет одной или более фаз Сгорание тепловых элементов защиты Заменить тепловые элементы, или при их отсутствии в запасе - весь аппарат
Неисправности магнитных пускателей
Пускатель не включается Отсутсвие напряжения в цепи катушки пускателя по следующим причинам:
1. Нет напряжения в питающей сети Выяснить причину
2. Нет напряжения в цепи управления пускателя по следующим причинам:
а) Сработала защита Устранить причину срабатывания защиты
б) Обрыв цепи управления Проверить цепь управления
3. Нет напряжения на катушке:
а) Нет выхода напряжения от кнопок "Ход" или "Стоп" Проверить исправность кнопок, отсутствие загрязнений в них
б) То же для других аппаратов в цепи управления Проверить контакты этих аппаратов
Пускатель не включается при наличии напряжения на вводе в катушку 1. Окисление зажимов или контактов на вводе в катушку Зачистить зажимы или контакты
2. Слабое нажатие в зажимах или на контактах Устранить регулировкой контактов или затягиванием зажимов
3. Обрыв в обмотке катушки Заменить катушку
4. Сгорела изоляция обмотки катушки по следующим причинам:
а) ухудшение сопротивления изоляции обмотки Заменить катушку
б) ток в катушке больше номинального, так как она рассчитана на меньшее напряжение Применить катушку на соответствующее напряжение
в) при неплотном прилегании якоря электромагнита воздушный зазор увеличен, из-за чего индуктивное сопротивление обмотки уменьшено и ток увеличен - рис. 2 Устранить причину неплотного прилегания якоря
г) при пуске мощного двигателя при малой мощности трансформатора подстанции и её большом удалении происходит падение напряжения, якорь прилегает неплотно и вибрирует, что увеличивает ток в катушке В данных условиях пускатель можно заменить автоматом
д) частые пуски двигателя, когда его пытаются пустить в заклиненном положении, ведут к падению напряжения и перегреву катушки Не пускать в ход заклиненный двигатель
Пускатель не включается при наличии напряжения на вводе в катушку Пускатель заклинен при замерзании влаги в зазорах Разобрать и собрать пускатель
Пускатель работает ненормально
Вибрация и искрение пускателя Уменьшение напряжения по следующим причинам:
1. Мала мощность трансформатора для данного двигателя Замена пускателя на автомат и контроль нагрева двигателя
2. Большая удаленность подстанции при проводах малого сечения Замена проводов на провода большого сечения
3. Несимметрия питающего напряжения Измерить напряжение и при несимметрии устранить её
Вибрация и искрение пускателя 1. Пускатель заклинен Разобрать пускатель и устранить неисправности
2. Ослабло крепление деталей пускателя Закрепить детали пускателя
3. Окислитель детали магнитопровода в зазоре Почистить детали магнитопровода
4. Неплотности контактов или зажимов в цепи управления Проверить состояние контактов и зажимов, устранить неисправности
Пускатель включается, но двигатель не работает Отпаялась и отвалились контакты от контактных мостиков (рис. 1 б)) Заменить контактные мостики
Пускатель ненормально гудит Неплотное прилегания якоря магнитопровода по вышеперечисленным причинам 1-4 Устранить неисправности 1-4 (см. выше)
Пускатель не отключается 1. Кнопка "Ход" заклинена во включенном положении - рис. 3 Расширить гнездо хода толкателя
2. Контакты кнопки "Ход" шунтированы замыканием тока цепи управления по пластмассовому корпусу, в котором они закреплены - рис. 3 Заменить кнопочный элемент
3. Замыкание в проводах цепи управления при их повреждении Найти и устранить неисправность
4. Приварились контакты пускателя при сильном токе для данного пускателя Рассоединить и зачистить контакты
5. Пускатель заклинен из-за механических неисправностей Устранить неисправности
6. Заклинивание якоря магнитной системы, т.е. якорь не отпадает при отключении тока в катушке Применить катушку на меньшее напряжении, уменьшив его и в цепи управления (заменить линейное напряжение на фазное)
7. Слаба пружина, возвращающая якорь в отключенное положение Заменить пружину
Неисправности автоматических выключателей
Автомат не включается Механические причины:
1. Препятствие ходу назад включающей рукоятки при подготовке рычагов механизма к включению - рис. 4 Расширить окно в крышке автомата, в котором ходит рукоятка, или отогнуть деталь, мешающую её ходу
2. Не входит в зацепление рычаг механизма свободного расцепления Заменить автомат
3. Разрегулирован механизм тепловой защиты и отключает автомат как при перегрузке Отрегулировать механизм
4. При включении выключателя при снятой крышке действует блокировка от такого включения при её наличии Не включать автомат при снятой крышке
Электрические причины: срабатывание от тока короткого замыкания или перегрузки Найти причину увеличения тока и устранить её
Отключение автомата во время работы 1. Короткое замыкание или перегрузка Найти причину увеличения тока и устранить её
2. Нагрев зажимов проводов и передача тепла на тепловые элементы защиты Разобрать, зачистить и собрать зажимы
3. Несимметрия питающего напряжения приводит к увеличению тока, потребляемого двигателями Устранить несимметрию напряжения
Автомат не включается вручную 1. Не хватает усилия отключить мощный автомат Для усиления применить добавочную рукоятку, входящую в комплект
2. Не хватает хода рукоятки в прорези крышки Расширить прорезь крышки
Неисправности кнопочных постов
Кнопки не поддаются воздействию 1. Застыла влага в зазорах Оттаивание факелом (при отсутствии пожарной опасности) или горячей водой
2. Застыла резина герметизации постов при морозе Оттаивание, в дальнейшем применять морозостойкую резину в кнопочных постах
Кнопка "Ход" не включает Слой льда или пыли на контактах Чистка, в дальнейшем герметизация
Кнопка "Стоп" не отключает 1. Неподвижные контакты элемента замкнуты по пыли Чистка
2. Пробой по пластмассе корпуса между теми же контактами Замена кнопочных элементов
3. Поломка кнопочных элементов Замена элементов

Примечание. Несимметрия питающего напряжения обычно выражается в понижении напряжения одной из фаз. Причиной часто является сгорание зажима или перегорание предохранителя в сети до того места, где эта несимметрия ощущается. Место повреждения можно найти, измеряя напряжения в фазах относительно земли, двигаясь по направлению к питающему трансформатору. Если неисправность на участке другой службы, то об этом сообщается электрикам этой службы.

neisprawnost

Рис. 1. Отсутствие касания контактов пускателя: а) наличие препятствия между контактами; б) контакты отпаялись от мостика.

neisprawnost_1

Рис. 2. Неплотное прилегание якоря электромагнита пускателя: 1 — воздушный зазор.

neisprawnost_2

Рис. 3. Неисправности кнопочного поста управления типа ПКЕ—222—2У2 — заклинивание кнопки «Ход» во включенном положении и замыкание неподвижных контактов кнопки «Стоп» по пластмассовому корпусу: 1 — место замыкания.

neisprawnost_3

Рис. 4. Автомат не отключается и его нельзя подготовить к включению — препятствие ходу рукоятки автомата при отводе ее назад.

Техническое обслуживание и ремонт электромагнитных пускателей

Для предотвращения быстрого износа и отказов, поддержания в постоянной готовности к использованию по назначению, обеспечения безопасной работы проводится техническое обслуживание (ТО) пускателей. Виды и регламенты технического обслуживания и испытаний определены Правилами безопасности (ПБ) и Положением о планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта оборудования промышленных предприятий (Положение о ППР).

Пускатели в процессе эксплуатации должны периодически осматриваться:

а) лицами, работающими на технологических машинах, а также дежурными электрослесарями, электромонтерами участка — ежесменно;
б) механиками участков или лицами, их замещающими — еженедельно;
в) главным энергетиком (главным механиком) или назначенными им лицами — не реже 1 раза в 3 мес.

Ежесменный осмотр производят в начале каждой смены без вскрытия оболочки пускателя. При этом проверяют следующее:

1. Место установки пускателя, где должно быть исключено возможное обрушение кровли, повреждение транспортными средствами, попадание воды. Пускатель должен быть собран и укомплектован в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

2. Чистоту наружных поверхностей пускателя, т. е. отсутствие на них угольной пыли и другого горючего материала.

3. Целость оболочки. Взрывобезопасная оболочка не должна иметь трещин, прожогов, отверстий, неисправных защитных стекол и других повреждений.

4. Наличие крепежных гаек и болтов, их затяжку. Гайки и болты должны быть полностью затянуты так, чтобы фланцы крыш и корпуса взрывобезопасной оболочки плотно прилегали по всему периметру. Запрещается эксплуатация пускателя при отсутствии или недостаточной затяжке хотя бы одного болта или гайки.

5. Исправность вводных устройств, наличие элементов уплотнения и крепления кабеля. Кабель не должен проворачиваться или перемещаться в осевом направлении. Ослабленные болты или гайки, предназначенные для уплотнения резинового кольца и закрепления кабеля от выдергивания, необходимо подтянуть.

6. Отсутствие не закрытых взрывонепроницаемой заглушкой кабельных вводов пускателя, которые не используются в работе.

7. Исправность устройств для облегчения открывания крышки и наличие специальных ключей к ним.

8. Наличие пломб на пускателях и надписей, указывающих включаемую технологическую машину, величину установки тока максимальной токовой защиты и максимальной токовой защиты от перегрузки.

9. Ширину щели (зазора) в плоских соединениях между наружными частями оболочки, подвергавшейся вскрытию, при нормальной затяжке крепежных болтов. Ежеквартальную ревизию проводят с открыванием крышек взрывобезопасной оболочки, разборкой вводов (в случае необходимости), осмотром всех электрических элементов пускателя и выполнением необходимого технического ремонта. Перед ревизией следует: посредством ближайшего выключателя снять напряжение с подвергающегося ревизии пускателя и на его рукоятке повесить плакат «Не включать, работают люди»; открыть крышку вводного отделения пускателя и убедиться в отсутствии напряжения.

10. Чистоту внутренних поверхностей оболочки. Для этого открывают все крышки оболочки и, если надо, очищают поверхность и установленные элементы пускателя от влаги и пыли. Ввод коробки снимают в случае необходимости.

11. Состояние взрывозащитных поверхностей. При наличии загрязнений очищают поверхность ветошью от смазки и пыли, шлифовальной шкуркой — от ржавчины.

12. Наличие и состояние эластичных уплотняющих прокладок (если предусмотрено конструкцией пускателя). Смятые или разорванные прокладки должны быть заменены.

13. Качество уплотнений гибких и бронированных кабелей при сухой заделке последних.

14. Исправность охранных колец для головок крепежных болтов и гаек.

15. Качество затяжки присоединенных кабельных жил к зажимам и состояние этих зажимов. Ослабленные гайки или болты подтягивают, изоляционные втулки, имеющие сколы или трещины, заменяют.

16. Состояние монтажа внутренней проводки и элементов пускателя: гайки и болты на зажимах подтягивают, поврежденные места изоляции проводников изолируют, а в случае необходимости проводник заменяют.

17. Исправность механической блокировки крышки, которая должна работать четко и надежно.

18. Состояние смотровых окон. Окна проверяют без разборки, обращая внимание на целость стекол и отметку «В», наличие на них крепежных элементов и их затяжку.

В процессе ремонта возможны модернизация электрооборудования, изменение в нужном направлении его технических характеристик, повышение экономичности работы. Многолетняя практика работы электроремонтных цехов предприятий и электроремонтных заводов показала, что свыше 70% поступающего в ремонт поврежденного электрооборудования составляют трансформаторы, электрические машины и коммутационные аппараты, в ремонте которых значительное место занимают электрослесарные работы.

 

 

Наша лицензия

© 2008 - 2020 ООО "Малахит" Все права защищены

RocketTheme Joomla Templates
Seo анализ сайта